Краски, лаки, кисти

Краски, лаки, кисти

Многие изделия окрашивают или покрывают лаком, чтобы они лучше сохранялись, меньше пачкались, имели красивый внешний вид. Поэтому членам кружка «Умелые руки» полезно обзавестись небольшим количеством разных красок.

Акварельные краски применяются для окраски бумаги. Разводятся они водой. Удобнее пользоваться акварельными красками в тюбиках.

Анилиновые краски хорошо окрашивают ткань, бумагу, картон. Пользуются ими и для окраски древесины. Анилиновые краски разных цветов продаются в порошке и легко разводятся в горячей воде.

Протравы. или морилки, являются прозрачными красителями и применяются для особого окрашивания древесины. Они не покрывают древесину слоем, а впитываются в нее, изменяя цвет поверхности дерева. Направление волокон и сучки остаются видимыми. Готовую морилку, обычно коричневого цвета, можно купить в жидком виде.

Протравы разных цветов легко приготовить из слабых растворов анилиновых красок, из солей металлов, а также из коры ольхи, корней барбариса, сухих ягод бузины и т. д. Например, протрава коричневого цвета получается из раствора марганцевокислого калия («марганцовки») — 20—40 граммов на литр воды. Из отвара корней барбариса приготовляют желтую протраву.

Древесину также окрашивают масляными, эмалевыми и нитрокрасками. Их называют непрозрачными, или укрывистыми.

Масляные краски следует приобретать в готовом, разбавленном виде. Если же в кружке есть олифа, то можно пользоваться более густыми красками. Они так и называются — густотертыми и похожи на пасту. Лучшие густотертые краски, наиболее чистых и ярких цветов, называются художественными и продаются в тюбиках, а не в банках. Густые масляные краски разводят олифой.

При выборе красок необходимо учитывать не только цвета их, но и другие свойства. Например, белила лучше брать цинковые, а не свинцовые. Из красных красок лучшая — сурик железный, из желтых — крон цинковый, из зеленых — окись хрома, а из синих — ультрамарин.

Масляные краски высыхают медленно. Чтобы ускорить сушку, к краске добавляют небольшое количество (не более 2 граммов на 100 граммов краски) особого раствора — сиккатива. Если же хотят, чтобы окрашенная поверхность получилась не очень блестящей, а матовой, в краску вливают немного скипидара. Хранят масляные краски в плотно закрытых жестяных банках, поверхность заливают олифой или водой, чтобы предохранить их от высыхания.

Эмалевые краски не так прочно, как масляные, держатся на дереве и металле. Зато они дают блестящую красивую поверхность и быстро высыхают. Вещь, окрашенная эмалевой краской, имеет особенно привлекательный вид. Слишком густую эмалевую краску разбавляют скипидаром.

Нитрокраски высыхают еще быстрее — уже через час после окрашивания. Как и эмалевые краски, они продаются в готовом, разбавленном виде. Работать с этими красками следует в помещении с хорошей вентиляцией, так как до высыхания они выделяют едкие испарения. Нитрокраски особенно хороши для плавающих моделей и других изделий, связанных с водой: слой такой краски не пропускает влаги.

Клеевыми красками. которыми обычно окрашивают стены и потолки комнат, юным мастерам придется пользоваться редко. Клеевой краской можно покрыть фанерный или картонный экран для демонстрации диафильмов, временные щиты для школьной выставки, забор на пришкольном участке или на спортивной площадке и т. д.

Белая клеевая краска получается из хорошо истолченного и просеянного мела, разведенного в воде. В мел добавляют очень немного синьки, иначе высохшая краска приобретает желтоватый оттенок. Кроме того, в клеевые краски вливают разведенный столярный или специальный малярный (жидкий) клей, чтобы краска лучше держалась на окрашенной поверхности. Клеевые краски непрочные, легко стираются и смываются водой, зато они очень дешевы, красить ими легко и быстро. Для приготовления небольшого количества клеевой краски можно воспользоваться зубным порошком. Клеевые краски продаются в готовом виде: их называют гуашевыми. или сокращенно гуашью .

Морилки и краски, разведенные на воде (анилиновые и особенно клеевые) при высыхании становятся светлее. Эти же краски легко выгорают и обесцвечиваются на солнце. Масляные краски, наоборот, при высыхании темнеют и очень устойчивы по отношению к солнечным лучам.

Протравленные или окрашенные деревянные изделия иногда покрывают бесцветным лаком. Еще чаще чисто отделанные вещи только лакируют, обходясь совсем без красок или морилки. Для этого пользуются бесцветным и цветным лаками.

Лак хорошо предохраняет дерево от загрязнения и порчи, украшает изделие. Как и краски, лаки бывают различные.

Спиртовой лак очень быстро, в течение 30—40 минут, высыхает, но боится влаги: вода оставляет на лакированной поверхности пятна и полосы. Самая красивая поверхность дерева получается, когда его покрывают спиртовым лаком. Он изготовляется из шеллака, канифоли и других смол, растворенных в спирте. Лучший лак — шеллачный.

Масляный лак высыхает медленно — от одного до трех дней. Влага к нему не пристает.

Нитролак не боится сырости. Он высыхает в течение 15—20 минут. Нитролак иногда называют авиационным лаком или эмалитом. Им обычно покрывают свои модели юные авиамоделисты. Очень жидкий целлулоидный клей — хороший заменитель нитролака. Густой нитролак разводят специальными растворителями.

Всякий лак сильно испаряется. Поэтому хранить его надо в плотно закупоренной посуде. Нитролак, кроме того, легко воспламеняется от огня.

В кружке, который занимается столярными работами, всегда надо иметь немного олифы. Ею иногда пропитывают для предохранения от сырости и для лучшей сохранности деревянные изделия, а еще чаще разводят густые масляные краски. На олифе из мела приготовляется замазка и шпаклевка.

Натуральную олифу варят из льняного или конопляного масла. Чаще же пользуются не чистой натуральной олифой, а искусственной — с примесью разных растворов. Она бывает 80-процентная, 60-процентная и т. д. Проценты показывают, какое количество в смеси имеется натуральной олифы. Чем выше процент, тем лучше качество олифы.

Из других материалов для подготовки дерева к окраске полезна пемза — куски застывшей вулканической лавы. Небольшого куска пемзы хватит надолго. О применении ее мы скажем дальше.

Для окраски изделий нужны щетинные и волосяные кисти. Кружку достаточно иметь небольшую круглую и плоскую кисти из щетины — для масляных и нитрокрасок, одну-две волосяные кисточки для акварельных красок. Лак и протраву удобно наносить самодельным тампоном — комом ваты, завязанным в чистую тряпочку. Такой тампон можно привязать к палочке — получится удобная кисточка.

Рис. 49. Кисти и приспособления для окраски и лакировки:

1 — кисти для масляных красок и нитрокрасок; 2 — кисточки для акварельных красок; 3 — тампон, заменяющий кисточку; 4 — тампон для лака; 5 — шпатель.

Щетинные и волосяные кисти будут долго служить и хорошо красить, если с ними бережно обращаться. Кистями никогда не размешивают краски — это гораздо удобнее сделать простой палочкой. Краску набирают концом кисти, не погружая ее глубоко. По окончании работы кисть тщательно промывают, чтобы остатки краски не засохли. После работы масляными красками кисть промывают в керосине, после эмалевой — в скипидаре, после нитрокраски — в ацетоне или другом растворителе, после акварельной и анилиновой — в воде.

На производстве окраску протравами и лакировку производят специальными приборами — распылителями. Они имеют обычно вид пистолета, приводятся в действие рукой или электромоторчиком.

Для шпаклевки применяется небольшая деревянная лопаточка с ровным и заостренным концом — шпатель. Его можно выстрогать из березы или другой твердой древесины.

Окрашивание бумаги

См. также главу Окраска бумаги набрызгом в книге

Кружок «Умелые руки»

Проще всего окрасить папиросную бумагу. В тазу или другой широкой посуде разводят в воде анилиновую краску, кладут на поверхность лист папиросной бумаги и палочкой погружают ее в раствор. Снаружи оставляют только узкую белую каемку. За нее осторожно вытаскивают окрашенный лист из раствора, прищепками для белья подвешивают к натянутой бечевке и сушат.

Писчую, чертежную бумагу или картон окрашивают кистью. Тонкую писчую бумагу лучше окрашивать акварельными, гуашевыми или анилиновыми красками. Плотную бумагу и картон — масляными. Акварельную и гуашевую краску разводят в воде или в жидком холодном клейстере, анилиновую — только в жидком и теплом клейстере.

Comments are closed